вторник, 24 июня 2008 г.

Вачаспатимишра говорит: «момент есть существование в течение такой частицы времени, которая не имее

Вачаспатимишра говорит: момент есть существование в течение такой частицы времени, которая не имеет частей.93 Момент есть, таким образом, временной атом. Подобно тому, как признавалось существование непротяженных атомов в основе протяженной материи, так же точно длящееся время представлялось состоящим из неделящихся моментов. Но момент не только частица времени, а еще и самое бытие, или объект, который в течение этого момента, и только одного этого момента, существует, так как вещь, хотя незаметно для нас, но постоянно изменяется, так что в каждый момент мы имеем иную вещь. У буддистов, говорит тот же цитированный выше автор Brahmavidyabharana,94 словом 'момент' обозначается вещь такая, как, например, горшок, и вне ее не существует никакого времени, которое они бы обозначали словом 'момент'. Следовательно, мир представляется буддийскому философу реалистического направления в виде чего-то похожего на кинематографическую картину. Таким образом, буддисты пришли не только к отрицанию времени как субстанции длящейся, но и моменты, существование коих они признают, были собственно не временными частицами, а мгновенными объектами. Нечто напоминающее этот взгляд встречается и в системе вайшешика. Разбирая вопрос об изменении вещей под влиянием огня, когда, например, черный необожженный глиняный горшок становится под влиянием огня красным, вайшешики ставили себе вопрос: изменивший свой цвет под влиянием огня горшок тот ли самый, который раньше был черным, или совершенно иной, новый горшок; и отвечали, что это новый горшок, не имеющий, кроме атомов, ничего общего со старым. Атомы рассыпаются и вновь соединяются. Когда горшок обжигается, старый горшок рассыпается, огонь создает красный цвет в атомах, а затем действием того же огня атомы соединяются в новый красный горшок. Так как, по мнению вайшешиков, огонь не может проникнуть внутрь стен горшка, то обжиг его можно объяснить только таким образом. Процесс совершается столь быстро, что его заметить нельзя. Точно так же при созревании плодов, при естественном росте тел животных изменение объема состоит в изменении материи, старая материя постоянно уничтожается, и новая постоянно нарождается. Производственное Оборудование

Комментариев нет: